РОК-АРХИВАРИУС – РОК-ДИЛЕТАНТУ

Книга Сергея Цыгипы “Рок-н-Ролл Таврический”. Глава 25. Начало – Рок-н-ролл Таврический собственной персоной   

РОК-АРХИВАРИУС – РОК-ДИЛЕТАНТУ

Тем, кто регулярно читает журнал “Аврору” не надо объяснять, кто такой Рок-Дилетант, а для остальных лишь скажем, что это псевдоним писа­теля А. Житинского он же ведущий рубрики “Музыкальный эпистолярий”. Имен­но в “Музыкальном эпистолярии” четвертого номера “Авроры” за 1991 год и появилась статья, которую мы и приводим полностью.

Рок-н-ролл на Каховском плацдарме

Здравствуй, Рок-Дилетант! С дружеским приветом Рок-Архивариус из Новой “Рок” Каховки.

Похоже, в украинском рок-движении появился новый феномен – новокаховские рок-фестивали, которые за пять лет стали довольно заметными и вполне престижными. Во всяком случае, сейчас это самый традиционный рес­публиканский (хотя и без официального статуса) фестиваль, куда группы едут работать бесплатно.

Теплыми августовскими днями (с 10 по 12 августа 1990 г.), когда всесоюзная “попса” помчалась на очередное припудренное юрмальско-ялтинское шоу, в двухстах километрах от южного побережья Крыма – прямо в сердце исторически сложившейся Тав­рии – проходил фестиваль “Рок-н-ролл Таврический” – событие в музыкальном плане не менее интересное, хотя пока и менее раскрученное .

Как и в годы гражданской войны, забурлил Каховский плацдарм, толь­ко теперь штаб его находился в Летнем театре, а сражение было мирное, хотя и достаточно шумное.

Рок-н-рольные отряды Таврии получили серьезную поддер­жку в виде рок-десанта из промышленного центра, Западной Украины, а также из Минска, Москвы и Ленинграда. На берегу Днепра разбили палаточный горо­док и рок-ополченцы из Одессы, Херсона, Днепропетровска, Киева, создавшие мощный тыл авангарду “Рок-н-ролла Таврического” и поддерживавшие в своем стане образцовый порядок, несмотря на “сухую диету” (сухая рыба и такое же сухое “таврическое”…).

Накануне рок-н-рольных маневров вся “громада”, возглавляемая оргко­митетом, собралась в живописных днепровских плавнях и провела “нараду”-совет, чередуя разговоры на профессиональные темы с дегустацией аро­матной казацкой юшки. Там же все рок-волонтеры получили боевую униформу в виде футболок и значков с фестивальной символикой, а также руководство к действию в виде рок-выпуска газеты “Дія”.

1990_1_1

На фото: рок-выпуск вестника “Дія” благодарит за помощь в организации V рок-серпня

Итак, начнем с конца – с итогового хит-парада “Рок-н-ролла Тавричес­кого”, в который в этом году было включено 20 песен, а не 10 как было ранее,

Итак, начнем с конца – с итогового хит-парада “Рок-н-ролла Тавричес­кого”, в который в этом году было включено 20 песен, а не 10 как было ранее, ибо количественный и качественный состав участников фестиваля вырос, а, значит, и интересных вещей было куда больше.

  1. “Не треба, Стьопа!” /”Вика”/
  2. “Ложись, мы будем делать любовь” /”Перрон”/
  3. “Колыбельная” / И. Ганькевич , “Бастион”/
  4. “Сталь” /”Кошкин Дом”/
  5. “3anoвіт” /”Противовес”/
  6. “Рок-н-ролл – языческий танец” /”Гоген”/
  7. “Свиняче рило” /”Перрон”/
  8. “Осень” /”Господин Бользен”/
  9. “SOS” /”Незаймана земля”/
  10. “Блюз бродячего музыканта” /”Дикий Мед”/
  11. “Правда” /”Т.О.К./
  12. И-С. Бах, прел, де-моль /”Провинция”/
  13. “Крик немовляти” /”Незаймана Земля”/
  14. “Шахтарськi 6yri” /”Вика”/
  15. “Новая любовь” /”Кошкин Дом”/
  16. “Мы – рабы” /”Гоген”/
  17. “На скамье подсудимых” / И. Ганькевич , “Бастион”/
  18. “Интердевочка” /”Господин Бользен”/
  19. “Мальчик с иконой” /”Водяной Лис”/
  20. “Два японца” /”Т.О.К.7

Вика Врадий и ее группа “Вика” львовским “стебом” буквально зарази­ла зал. Высокий профессиональный уровень музыкантов, оригинальная национа­льная палитра в песнях с доброй порцией украинского юмора за полчаса сдела­ли для молодежи больше, чем призывы “Народного Руха” за год: тысячеголосый хор из зрителей вспомнил родной язык и старательно распевал припевы, заглушая порой неслабую в принципе аппаратуру.

“Вика” – явление на нашей сцене неор­динарное и, думается, она не затеряется среди легиона вновь взращенных групп, а для Украины эта группа несомненно – одна из лучших на сегодняш­ний день.

вика1

На фото: Вика “Сестричка Вика” Врадий: Не треба, Стьопа!

Индустриальный Харьков отрядил в Новую Каховку подышать чистым, без примесей “попсы”, воздухом – “Противовес”, внесшего в свою очередь в атмосферу общего веселья добротную струю “рокабилли”.

Буквально с первых аккордов у харьковчан появилась куча поклонников, причем всех возрастов. Но весь этот рок-н-рольный водопад неожиданно закончился надрывно-пророческим “Заповитом” Тараса Шевченко, чей призыв: “Поховайте – та вставайте! Кайдани порвіте!” – звучал не менее, если не более актуально, чем 150 лет назад.

противовес_3

На фото: Индустриальный Харьков на V рок-серпне представлял “Противовес”, заставивший зал петь вместе шевченковский “Заповіт”

Как и на фестивале 1989 года “Макс “Евсеенко со своим “Кошкиным Домом” снова загипнотизировал зал, а их “Сталь”, несмотря, на некоторую сложность и ассоциативность, пришлась по душе публике, которая пыталась помочь музыкантам, скандируя: “Это новый поток новостей принесла мне ста-а-аль!”

КошкИнДом

На фото: одесский “Кошкин Дом” в 1990-м стал наполовину питерским –”Нава” стукал на барабанах, а “Силя” по вторым клавишам (а иногда и по гитарным струнам)

Славящийся своими блюзами донецкий “Дикий Мед”, который новокаховчане полюбили еще на втором фестивале в 87 году, и на этот раз порадовал “блюзовых” гурманов очередной вкуснятиной – “Блюзом бродячего музыканта”.

К сожалению, “Дикий мед” за три фестивальных дня “перебродил” и превратил­ся в настоящую бражку, поэтому на заключительном концерте мы так и не ус­лышали еще раз этот блюз. Эх…

л_лю_1

На фото: “Дикий Мёд” хорош, когда не “бродит”

федот

На фото: ритм-энд-блюзовая гримаса “Дикого Мёда” в исполнении лидер-гитариста Сергея “Федота” Федотова

Еще одни знакомцы новокаховчан по 1987 году – днепропетровская группа “Т.О.К.” заметно повзрослела (теперь им по 22-23 года). Причем и в музыкаль­ном смысле тоже: их англоязычная программа, ориентированная на искушен­ного западного слушателя, в украинской “глубинке” прошла просто на “ура”. Как-то будет в Мюнхене или Лондоне?..

1990_ток

На фото: “ТОК” своим напряжением просто сразил фанов напрочь

Хард-сексуальной программой отличился завсегдатай новокаховских рок-тусовок киевский “Перрон”. Хороший драйв, заводные тексты – и в резуль­тате две вещи киевлян – в хит-параде фестиваля. Позаботился “Перрон” и о своих “фанах”, которые частенько наведываются к своим кумирам в Киев, – их можно легко узнать в городе по “перроновской” майке, значку и традицион­ному приветствию: “Ложись, мы будем делать любовь!”.

___________

На фото: бас-гитарист “Перрона” Алик

К слову сказать, “доброжелатели” новокаховских рок-фестивалей не замедлили обвинить “Рок-н-ролл   Таврический” в “сексуальном уклоне” (как в  1988 – в “социальном”). Может потому, что на призывный “боевик” “Перрона” – “Ложись, мы будем делать любовь!” “Вика” отвечала шлягером “Не треба, Стьопа” и делала недвусмысленные телодвижения? Или потому, что вокалистка московской “болезни”, надув на сцене презерватив, пустила его в зал и в ма­нере Джанис Джоплин напугала местных бюргеров, мирно прогуливавшихся не­далеко от Летнего театра, народным хитом “расцвела в саду моем акация”? Да, с трудом перестроечные веяния приживаются в провинции.

_____________

На фото: Оля Суворкина – лидер московской женской “Болезни”

Приятно удивил минский “Господин Бользен” во главе с лидером Димой Пугачевым-Морозовым (не имеет ничего общего с Аллой Пугачевой и Юрием Морозовым). Представители Белоруссии впервые появились в Новой Ка­ховке, но надеемся не в последний раз, во всяком случае, полуакустический ва­риант “Господина Бользена” в стиле “интим-соул” пришелся по душе многим своей подкупающей искренностью и запоминающимися поэтическими образами.

_________

На фото: Приятно удивил минский “Господин Бользен” во главе с лидером Димой Пугачевым-Морозовым

Крымский “Гоген” в лице Димы Гнедышева со товарищи, который не нуждается читателям “Авроры” в особых реко­мендациях, тоже нашел своего слушателя и своим выступлением значительно расширил рок-палитру фестиваля.

_____

На фото: крымский “Гоген” в полуакустическом варианте

По сравнению с прошлогодним шумным успехом киевская группа “Кому Вниз” выглядела немного усталой, хотя их по-прежнему тепло принимали. Ли­дер “Кому Вниз” Андрей Середа, своего рода магическая личность – с бритой головой, в неизменном фраке, ботфортах и с мальтийским крестом, – вклады­вал всю душу в свои чисто социальные вещи, среди которых особенно выделя­лась “Смерть коммуниста”.

Но то ли публика начинает уставать от пафоса в песнях, то ли сами музыканты устали от продолжительного турне по Канаде, – в общем на этот раз что-то не случилось…

__

На фото: лидер “Комувнизов” Андрей Середа гипнотизировал зал, как Каа бандерлогов

А из “незваных” гостей фестиваля – их было 10 (!) – особо хочется отметить киевскую группу “Водяной Лис”, которую представил друг новокаховских рок-тусовок Леша Кононенко. Утонченная романтика в музыке и текстах, манера исполнения, – все это дает основния полагать, что при настойчивой ра-боте и определенном стечении обстоятельств* украинский рок получит солид­ное пополнение из тех, кто еще сегодня считается новичком.

Особым блоком шли в программе фестиваля представители Одессы. Второй день “Рок-н-ролла Таврического” был объявлен днем памяти Игоря Ганькевича, – лидера группы “Бастион” и первого лауреата новокаховского фести­валя 1986 года. Он должен был быть среди участников фестиваля, но ушел из жизни в 28 лет, почти за сорок дней до рок-серпня.

Одесситы из “Провинции”, “Бастиона”, “Кратера”, “Кошкиного Дома”, “Филиала Любви” вышли на сцену вместе, объединенные в последнем проекте Игоря Ганькевича – “Центральная Прачечная”. В течение двух часов перед стоящими со свечами зрителями они пели ставшие уже родными для новокаховчан песни Игоря – “Очистим от гадости нашу страну”, “Монолог старого рокера”, “Прогулки по Одессе”…

____________-____

На фото: “Центральная прачечная” – проект, в котором объединились лучшие одесские рок-музыканты

На сцене стояли два трехметровых портрета Игоря, выполненные его друзьями… Этот сюжет было видеть в ноябрьском выпуске телепрограммы “Чертово колесо”.

________1990

На фото: “Бастион” впервые без Игоря Ганькевича

“Колыбельная”, которую Игорь написал своему маленькому сыну, стала ще­мящей нотой, кульминацией выступления одесситов. Скупые слезы рокеров на сцене и в зале: Новая Каховка прощалась со своим одесским любимцем.

А заключительный концерт при участии 17 групп прошел на одном ды­хании и, как было обещано городским властям, закончился ровно в 24 часа. За­тем – теплый ночной днепровский пляж, последние интервью, обмен впечатле­ниями и… воспоминания о будущем, о фестивале 1991 года, который просто не имеет права не состоятся.

Рок-Архивариус